Дмитрий Панкратов (d_pankratov) wrote,
Дмитрий Панкратов
d_pankratov

Category:

Тверь. День трамвая.

Мой любимый город Тверь, в котором, если бы у меня был такой выбор, я не прочь был бы родиться в следующей жизни сегодня юбиляр. В этот день в 1901 году, на шесть лет раньше чем в Санкт-Петербурге по улицам этого города впервые проехал трамвай. Траспорт, который для меня лично также навевает добрые воспоминания. 

Тверь стала девятым российским городом, в котором появился электрический транспорт. Произошло это в 1901 году, когда бельгийское акционерное общество электрического освещения оборудовало подстанцию на берегу Тьмаки. Договор с иностранным обществом был заключен через посредничество Санкт-Петербурга. О строительстве “городской железной дороги” стало известно в 1898 г. Городская управа заключила договор с уполномоченным иностранным предпринимателем С.А.Вернатовичем, которому предоставлялось право “за свой счет и риск” устроить эту самую городскую железную дорогу. Риск оказался оправданным. 28 (15) августа 1901 г. четырнадцать новеньких вагонов предстали перед взорами горожан, “выбежав” из недр депо, именовавшегося тогда трамвайным сараем. 

Первая городская трамвайная линия имела протяженность 7,3 километра. Однопутка была проложена от Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина) до Железнодорожного вокзала. 
Первый тверской трамвай, совершавший “челночные” рейсы, управлялся с двух площадок. Водитель, доведя вагон до конечного пункта маршрута, переходил на противоположный конец вагона, и трамвай двигался в обратный путь. Трамвай был сквозным: пассажиры входили и выходили в двери, устроенные с двух сторон. Плата за проезд была весьма высока по тому времени: от трех до десяти копеек в зависимости от количества остановок. Вместе с тем уже в следующем, 1902 году, тверской трамвай перевез более миллиона пассажиров.
До революции трамвайный парк увеличился еще на семь вагонов. В 1918 г. тверское трамвайное хозяйство было национализировано, а в ноябре 1920 г. уже ставшие привычными взгляду тверичанина трамваи оказались сняты с маршрутов. Однако менее чем через полтора года, в апреле 1922 г. после ремонта трамваев и некоторой модернизации вагонов трамвайное движение в городе возобновилось. В 1929 г. в Твери появился отечественный подвижной состав, тогда же началась реконструкция путей с переходом на широкую колею. 
В первой пятилетке активно прокладывали рельсы в левобережной части города, и незадолго до войны все районы оказались связаны трамвайным сообщением. 
В октябре 1941 г. немецкая авиация это сообщение нарушила. В результате вражеских налетов была разорвана контактная сеть на правобережной дамбе Тверецкого моста, что почти на сутки прервало движение здесь трамваев. Кроме того, захватчики разрушили трамвайное полотно на Советской площади. Трамваи встали во всем городе. Когда оккупанты окончательно заняли город, было принято решение прекратить эксплуатацию трамвайных вагонов и организовать эвакуацию персонала. На фронт ушли около четырехсот работников трамвайного депо. 
После войны трамвайный парк прирастал новыми вагонами, прокладывались новые пути. В 1956 г. добираться на работу и домой по “городской железной дороге” получили возможность работники “Искожа”, а на исходе 1964 г. трамвайные пути пролегли по улице Спартака. В 1960-х жители областного центра познакомились с новыми трамваями из Челябинской области: КТМ-1, КТМ-2, КТМ-5, КТМ-686. Поставлять свои трамвайные вагоны в Калинин начали чехословацкие партнеры. 20 июня 1967 г. по городу впервые проехались новые трамвайные вагоны из Праги – “Татра–3М”. Впоследствии из Чехословакии город получал трамваи “Татра–3М”. Около десяти лет назад поставки вагонов из некогда дружественной социалистической республики прекратились по экономическим причинам. 
О юбилеях тверского трамвая не забывали никогда. Так, в 1976 г. отмечалось его 75-летие, а 28 августа 2001 г. тверскому трамваю исполнится сто лет.

library.tver.ru



газета "Тверская жизнь"
27 сентября 2007 (четверг) 26269 - 178 (архивный выпуск)

Конка, догони цыпленка!

 


Именно так в Санкт-Петербурге кричали вслед первым трамваям, которые появились в Cеверной столице сто лет назад. Правда, от современных они здорово отличались: вагоны были запряжены лошадьми и состояли из одного и двух этажей. В последних имелся также немыслимый сейчас открытый империал, на который поднимались по металлическим винтовым лестницам.
Граждане платили не как сейчас за всю поездку, а за каждую станцию. Тарифы были следующие: в империале две копейки, на нижних этажах – три или пять копеек. Места имели свой класс, от которого зависела стоимость проезда.
Это сейчас трамвай является самым демократичным видом общественного транспорта – садись и поезжай куда душе угодно, только веди себя прилично, не груби тетеньке-кондуктору и вовремя плати полагающиеся шесть рублей. Когда же трамвайное движение только набирало популярность, пассажиров рассаживали в вагоне строго по ранжиру. Например, солдаты могли ездить исключительно на открытых площадках: приличная публика не выносила запаха шинелей, а на свежем воздухе он хоть немного, но выветривался. Дамам же залезать наверх запрещалось, ибо это считалось весьма неприлично, поэтому им отводились места на задних площадках. Через год после открытия трамвайного движения в Питере работало девять маршрутов, на линию ежедневно выходило 187 вагонов. Трамваи были популярны в народе, что доказывает статистика: за год они перевозили 230 тысяч пассажиров.
До сих пор трамвай в Северной столице – одно из самых популярных средств передвижения. Схема их движения построена так, что если один состав по каким-то причинам встанет, то другой запросто может его объехать по другой, соседней, ветке и довезти пассажиров до нужной остановки. Питерские вагоновожатые, надо сказать, отличаются известным лихачеством. Мне вспоминается случай, когда я прогуливался белой ночью и дошел уже до Финляндского вокзала, возле которого мне жутко захотелось домой. А тут и трамвай подоспел, правда, останавливаться он уже не намеревался: ехал в парк, но на мою призывно поднятую руку, как в рекламном ролике, отреагировал моментально. «Тебе куда?» – спросил вагоновожатый. «На улицу Рентгена». – «Мне вообще-то не туда, но, ладно, садись, так и быть, довезу. В парке на Петроградской и переночую». И ведь довез! Что интересно, среди водителей трамваев имеются известные личности. К примеру, на одной из питерских линий работает – кто бы мог подумать?! – потомок Федора Достоевского. Об этом я случайно узнал в музее писателя.
Сам Федор Михайлович, живя после ссылки в Твери, конечно, трамваев не видел. У нас они появились – нет, не позже – гораздо раньше, чем в Петербурге, чем я, честно признаюсь, даже немного горжусь. Открытие трамвайного движения в Твери состоялось 15 августа 1901 года, то есть мы опередили столицу на целых шесть лет. Первый трамвай ходил от железнодорожного вокзала по улице Трехсвятской к Морозовским казармам. Трамвайный путь тогда был одноколейным, а чтобы он не мешал движению экипажей, его построили на обочине дороги. Ходили трамваи медленно – мальчишки бегали с ними наперегонки. Зимой, когда рельсы заносило снегом, для его уборки пригоняли специальную машину с крутящимися валами (примерно такие же, только современные, используют и в настоящее время), которая поднимала настоящую искусственную метель, в центр которой тверская ребятня любила нырять, как в воду, и наслаждаться снежной стихией…
В отличие от Петербурга в Твери многих трамвайных маршрутов теперь нет (а некоторые и вовсе не были построены) – грохочущие вагоны не увидишь на Трехсвятской, Вагжанова, на Волжском проезде, на Старом мосту. Раньше ходили трамваи и по главной улице Твери Советской. Сидишь, бывало, в театре драмы, смотришь последнюю, самую знаменитую сцену спектакля «Анна Каренина». Вот уже зал ослепляет яркий фонарь паровоза, жить Анне осталось совсем чуть-чуть... И тут по Советской идет, стучит колесами трамвай! Эффект, признаться, потрясающий.


Петр РУЧНИКОВ

Tags: даты
Subscribe
promo d_pankratov april 16, 2014 10:47 Leave a comment
Buy for 300 tokens
Originally published at Дмитрий Панкратов. You can comment here or there. С главной страницы Яндекса исчезла отдельная новостная строка об Украине. Однако, эта строка не исчезла из жизни и событий на самой Украине. Многим казалось, что Россия «успокоилась» после того, как Крым…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments