Дмитрий Панкратов | Рагнар Хорс ([info]d_pankratov) wrote,
@ 2008-03-17 11:05:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:даты, жизнь

Последняя воля народа. Референдум 17 марта 1991 года. 17 лет назад...

17 марта 1991 года, состоялся референдум, на котором гражданам СССР было предложено ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?».
В переводе с партийно-бюрократического на нормальный человеческий людей спросили: согласны они и дальше жить в едином государстве под честное слово, что там все будет хорошо, либо они предпочитают разойтись по отдельным «квартирам» со всеми сопутствующими рисками?
Еще в декабре 1990 года съезд народных депутатов СССР, реагируя на «парад суверенитетов», принял постановление «Об общей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения».
Концепция предусматривала «преобразование нашего многонационального государства в добровольный равноправный союз суверенных республик – демократическое федеративное государство».
Правоведы сразу указали на внутреннее противоречие такой формулы: союз суверенных государств – это конфедерация, поскольку суверенитет предполагает самостоятельность в области внутреннего законодательства. В федерации же входящие в нее республики суверенными считаться не могут. Столкнув лбами «суверенитет» и «федерализм», съездовское постановление «тонко», как казалось его авторам, обошло фундаментальный вопрос о праве выхода. «Суверенитет» это право предполагал, а «федеративное государство» отрицало.
Последняя зима советской власти выдалась в СССР неспокойной и тревожной. После кровавых январских событий в Прибалтике демократы и возглавлявший их Борис Ельцин требовали отставки Михаила Горбачева с поста президента, шахтеры начали масштабную забастовку с политическими требованиями. Для укрепления слабеющей власти и был затеян референдум о судьбе СССР.
Его результаты имели бы значение, если бы несли юридические последствия для каждой республики в отдельности. Да, существовал реальный риск, что некоторые из них легально вышли бы из Союза, зато там, где итоги плебисцита оказались бы в пользу сохранения СССР, поле для маневра у «самостийников» резко уменьшалось. Но в таком случае Горбачев с коллегами по Политбюро должны были вынести на голосование не «пластилиновую» формулировку, а текст Союзного договора.
Как бы то ни было, факт остается фактом: 17 марта 1991 года советский народ поддержал сохранение Союза. Участие в референдуме приняли 148,6 миллиона человек (80 процентов имевших право голосовать), за сохранение СССР высказались 113,5 миллиона (76,4 процента от общего числа голосовавших). Однако результаты народного волеизъявления не изменили ни позиции политических сил, ни ход истории. Восемью месяцами позже Советский Союз исчез с карты мира.

СЕССИЯ ОБСУЖДАЕТ ПЕРВЫЕ ИТОГИ РЕФЕРЕНДУМА
«Абсолютное большинство граждан, принявших участие во всенародном голосовании, ответило «да» на поставленный в бюллетене вопрос. Об этом, на основании предварительных данных, поступивших в Центральную комиссию референдума СССР, сообщил 19 марта на утреннем заседании пятой сессии Верховного Совета страны председатель комиссии В. Орлов…
По поступившим в Центральную комиссию данным, всего по Союзу в референдуме приняли участие более 76 процентов избирателей. В том числе в РСФСР – 74 процента, на Украине – 83,5 процента, в Белоруссии – 82,8 процента, в Узбекистане – 95,4 процента, Казахстане – 88,3 процента, Азербайджане – 74,9 процента, Киргизии – 92,8 процента, Таджикистане – 94,6 процента, Туркмении – 97,7 процента.
В тех республиках, где не были образованы центральные республиканские комиссии, в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 25 февраля были образованы 31 избирательный округ, 330 самостоятельных участков, 1300 участковых избирательных комиссий. В итоге этой работы, по предварительным данным, участие в референдуме приняли в Литве 500 тысяч человек, Молдове – 650 тысяч, Латвии – 500 тысяч, Эстонии – 250 тысяч человек…
Из 43 тысяч 950 жителей Южной Осетии, принявших участие в референдуме, лишь девять человек сказали «нет» обновленному Союзу».

«Известия», 19 марта 1991 г.

Я голосовал "за". С учётом того, что мой выбор, как и выбор большинства был проигнорирован властью в дальнейших голосованиях участия не принимаю. За исключением (редким) местного уровня. ОднаКнопка


(22 comments) - (Post a new comment)


[info]van_den_eugen
2008-03-17 08:58 am UTC (link)
Хорошо сказано - последняя.

(Reply to this)


[info]krivoshey
2008-03-17 08:58 am UTC (link)

(Reply to this) (Thread)


[info]d_pankratov
2008-03-17 09:13 am UTC (link)
отлично... я таких не видел у себя, были обычные праздничные вывески... как на выборах

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]krivoshey
2008-03-17 09:26 am UTC (link)
Так это Харьков. Здесь в конце восьмидесятых резко повылезала из схронов свидомая шелупонь, причём повылезала сразу при деньгах - весь город был завешен их похабными листовками. Необходима была контрпропаганда.

(Reply to this) (Parent)


[info]strannik_79
2008-03-17 09:04 am UTC (link)
помню это...

по себе могу сказать - простые люди в регионах так и не поняли всегомасштаба события которое тогда произошло....

(Reply to this) (Thread)


[info]d_pankratov
2008-03-17 09:12 am UTC (link)
да, это так, скорее всего

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]strannik_79
2008-03-17 09:22 am UTC (link)
так и было
все были настоль утомлены этой бесконечной говорильней на пленумах - что просто не воспринимали это все в серьез
к тому же уже который год шла перестройка с ее дифицитами - что все были больше увлечены более насущными заботами...

(Reply to this) (Parent)


[info]smolenski
2008-03-17 09:05 am UTC (link)
Да, БэНя - друг народов - кинул нас с нашим волеизъявлением...

(Reply to this) (Thread)


[info]d_pankratov
2008-03-17 09:12 am UTC (link)
не он один

(Reply to this) (Parent)


[info]dm_kalashnikov
2008-03-17 09:21 am UTC (link)
У нас в новосибирском академгородке, там, где тогда был цвет сибирской и советской науки, там, где процент умнейших людей был высок как никогда, там...большинство проголосовало "НЕТ". Что сказать? Интеллигенция, мать её...всё рвались на запад, там где лучше, там где вкуснее. Часть получила - около 4-ти свалило за бугор, остальные все 90-е работали за нищенскую зп в своих инстиутах.

(Reply to this) (Thread)


[info]strannik_79
2008-03-17 09:23 am UTC (link)
как говорится no comments.....

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dm_kalashnikov
2008-03-17 09:26 am UTC (link)
Ну почему же? Комментсы есть и их много. Например, книга С.Г. Кара-Мурзы "Интеллигенция на пепелище родной страны".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]strannik_79
2008-03-17 09:32 am UTC (link)
просто об этом жуе столько говорено и еще говорится - что сказать новое практически невозможно

даже вон о/у Гоблин уже по моему выдохся писать на эту тему

(Reply to this) (Parent)


[info]arvi
2008-03-17 11:47 am UTC (link)
По этому поводу сегодня в Москве будет митинг на Октябрьской площади, у памятника Ленина.

(Reply to this)


[info]cupol
2008-03-17 08:19 pm UTC (link)
Мое первое голосование. "За".

(Reply to this)

евять человек сказали «нет» обновленному Союзу».
[info]iskander77
2008-03-19 12:24 am UTC (link)
А Я бы даже не голорсовал!_)) херня все, и так было понятно что не народ решает.

(Reply to this)


[info]future_2008
2008-03-20 04:13 pm UTC (link)
По-моему, РФ лучше, чем СССР. Все эти "советские республики" кормились за счет выкачивания средств из русских регионов. Недавно видела статистику расходов на разные регионы СССР. Так вот львиную долю забирали именно нерусские республики, которые советские начальники неизвестного рода-племени кормили за счет русского народа.
И потом вся эта дешевая совковая культура, чуть не уничтожили Аркаим, реки вспять поворачивали, евреи с умным видом переписывали русскую историю. Да и построено все на крови Гражданской войны.
Вся эта попытка Европы стать как США привела к тому, что теперь там тусуются черные. И мы, если не захотим стать нормальными русскими, будем слабым меньшинством в мире, построенном по стандартам евреев США.

(Reply to this) (Thread)


[info]d_pankratov
2008-03-21 07:36 am UTC (link)
ага
зря наши Предки проливали кровь отвоёвывая Сибирь и Среднюю Азию... надо было сидеть тихо в Московском княжестве и бисером вышивать...

никогда не понимал женщин в политике и, надеюсь, что мы от этого скоро избавимся... ибо "домострой" и нефиг.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]future_2008
2008-03-21 03:45 pm UTC (link)
Домострой? Это же примитив ближневосточных христиан.
Вы, наверное, не слышали анекдота о грузине и славянке? )
Домострой это для мусульманок прогресс, а для славянок дебилизация.

(Reply to this) (Parent)


[info]orthodox_omnian
2008-04-02 07:42 pm UTC (link)
Докажите, что советская культура - "дешевая" (давайте как пример возьмем кино, ага?) и перечислите, плиз, повернутые вспять реки. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]future_2008
2008-04-06 06:36 pm UTC (link)
Я лучше опишу среднестатистического совка. Совок - это бездумный интернационалист, облапошенный интернациональной пропагандой (в результате межрасовых браков рождение детей со всевозможными патологиями), пьет, курит, презирает настоящих работяг, любит слушать блатные песенки и девиц легкого поведения, любит халяву, не имеет инициативы и во всем слушает КПСС, глупо подражает своему начальству для которого любое заграничное (неважно какое) последний писк моды.

Существовал настоящий совковый проект о повороте вспять сибирских рек: "Сибирские реки текут в Северный ледовитый океан. Зачем? Ведь можно напоить их водами засушливые районы СССР". Вот вы не знаете отчего существует Арал - "мертвое море"? А все от идиотских проектов поворачивателей рек. Раньше Амурдарья и Сырдарья не были соединены с оросительными каналами и питали Арал. Ну, а после поворота и "работу на нужды Совка" Арал превратился в Мертвое море. А совки (сброд вместо конкретных народов-хозяев своей земли) дружно аплодировали этим проектам.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]orthodox_omnian
2008-04-07 12:25 pm UTC (link)
Отвечайте на поставленные вопросы. Иначе - слив зощитан.

(Reply to this) (Parent)


(22 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…